ОЛИМПИЙСКИЕ ПОЕДИНКИ В ПАРИЖСКОМ БАССЕЙНЕ

Подходил срок очередных олимпийских состязаний по плаванию, которые планировались на середину июля в Париже. Для этой цели в столице Франции был сооружен летний 50-метровый бассейн на 8 дорожек. Это был первый случай, когда олимпийский старт пловцы собирались делать в бассейне таких размеров.

Парижский бассейн был прекрасным сооружением. Мне пришлось побывать в нем несколько позже, когда он уже не блистал новизной первых лет. Тем не менее Парижский бассейн произвел самое приятное впечатление. Здесь прекрасно были сделаны «волнотушители», благодаря чему спортсменам максимально облегчалось плавание. Удобными были выходы в бассейн из раздевалок и душевых. Расположенные с четырех сторон амфитеатрами трибуны вмещали более пяти тысяч зрителей.

Этот бассейн в Париже послужил образцом, по которому в дальнейшем строились все другие олимпийские бассейны, потому что с 1924 года все олимпийские состязания по плаванию проводились только в стандартных бассейнах: на восьми 50-метровых дорожках.

Вильяме Бахрак подготовил к VIII олимпиаде солидную группу пловцов, больше, чем какой-либо другой тренер мира. В нее входили Джон Вейсмюллер, Роберт Скелтон, Джон Фариси, Этель Лаки, Сибил Бауер и другие. Все они были пловцами такого же типа, как и Вейсмюллер, — высокие, эластичные, подвижные, с длинными руками и ногами.

Вейсмюллер к этому времени физически окреп и закалился. Его рост увеличился до 190 сантиметров. За счет окрепших мышц вес поднялся до 86 килограммов. Вейсмюллер прибыл в Цариж в расцвете своих спортивных сил, в зените славы и в отличной спортивной форме.

Однако Арне Борг не собирался сдаваться без борьбы. После того, как Вейсмюллер отобрал у него мировые рекорды на средние дистанции, Арне Борг переключился на длинные. В июне 1923 года он блестяще завершил начатое Норманом Россом наступление на мировые рекорды, установленные Георгом Годгзоном еще с помощью треджен-стиля. Взяв старт на 1500 метров в 50-метровом бассейне Гетеборга, Борг финишировал с отличным результатом — 21.35,3. Мировой рекорд Годгзона был побит почти на 25 секунд. Так пал последний мировой рекорд, установленный с помощью треджен-стиля.

Через полгода, на традиционном летнем австралийском чемпионате в Сиднее 30 января 1924 года, Арне Борг проплыл 1500 метров за 21.15. Это был еще более выдающийся мировой рекорд.

Кроль Арне Борга был далек от идеала. Он работал руками быстро, но делал укороченные гребки с незначительным отклонением в наружную сторону. Ноги у Борга работали с низкой эффективностью и лишь придавали телу нужное равновесие.

Невольно напрашивается вопрос: как мог Арне Борг с такой несовершенной техникой обновлять мировые рекорды? За счет своей природной одаренности, невероятной работоспособности и упорства.

Вот что пишет по этому поводу Д. Вейсмюллер:

«Только природными качествами можно объяснить хорошее достижение пловцов, допускающих ошибки в основах техники плавания. Ярким примером в этом отношении является Арне Борг, добившийся феноменальных результатов несмотря на то, что все знатоки считали его стиль «ужасным» и даже «чудовищным». Все свое фантастическое упорство во время плавания, всю свою силу Борг вкладывал в работу рук. Ноги производили у него редкие движения в темпе треджена и давали очень незначительную пользу; он тащил их за собой, как бесполезный груз».

Однажды, чтобы доказать упрямому европейцу, как плохо он владеет техникой кроля, Вейсмюллер предложил ему такой остроумный опыт. Оба пловца, разместившись в середине бассейна Иллинойского атлетического клуба, попросили один резиновый круг. Вдев в него ноги, Арне Борг и Джонни Вейсмюллер по команде стали тянуть друг друга в противоположные стороны, работая одними руками. Борг был немедленно побежден. Вейсмюллер перетянул его почти на всю длину бассейна.

Нельзя сказать, что Борг не пытался улучшить свою технику. Когда Борг, будучи еще совсем молодым пловцом, проиграл на VII олимпиаде заплывы Норману Россу и Дуку Каханамоку, он решил переучиться. У Росса он хотел перенять технику гребков руками, а у Каханамоку манеру работать ногами.

Позже Борг рассказывал:

— Я часами стоял перед зеркалом и старался воспроизвести сначала работу рук Росса, а потом движения ногами Каханамоку. В конце концов Росса я осилил, а на Каханамоку махнул рукой, так сложна была у него техника.

Небрежная работа ног у Арне Борга не позволяла ему поддерживать высоко на воде тело. Этот пробел в работе ног ему приходилось восполнять усиленными гребками рук. И все же Арне Борг по праву считается выдающимся пловцом двадцатых годов, вошедшим в историю спортивного плавания рядом с Вейсмюллером как человек, доказавший неоспоримые преимущества кроля перед треджен-стилем на самой длинной олимпийской дистанции.

Арне Борг доказал еще одно примечательное положение: классическая в общепринятом понимании техника плавания не всегда приводит к мировым рекордам; иногда мировых высот можно достигнуть, пользуясь «своим» кролем, основанным на природных индивидуальных особенностях данного пловца. Сейчас мы знаем, что случай с Боргом, когда он, обладая «ужасной» техникой, десятки раз обновлял мировые рекорды, не раз повторялся в истории спортивного плавания. Взять хотя бы неоднократного мирового рекордсмена в плавании на длинные дистанции американца Джорджа Брина. На XVI Олимпийских играх в Мельбурне мы ужасались технике его кроля. Но за счет своей одаренности, отличной тренированности, силы и волевой закалки Брин плавал с поразительной быстротой.

Рассказом об Арне Борге мы немного отвлекли читателя от начала VIII Олимпийских игр. Вернемся же в парижский бассейн «Турель».

Вейсмюллер без особого труда завоевал в финале стометрового заплыва золотую медаль с новым олимпийским рекордом — 59,0. Дук Каханамоку со своим устаревшим кролем не мог конкурировать с Вейсмюллером. Каханамоку отстал от нового чемпиона на 2,4 секунды и довольствовался вторым местом. И это был выдающийся успех гавайца, если вспомнить, что свою первую олимпийскую победу он достиг 12 лет назад в Стокгольме.

Эндрью Чарлтон, Джонни Вейсмюллер и Арне Борг. Париж 1924 г.

Через несколько дней Вейсмюллер вновь стоял на старте олимпийского бассейна, готовясь к заплыву на 400 метров вольным стилем. На этот раз рядом с ним был не экс-рекордсмен мира с уходящей славой, каким являлся Каханамоку, а пловцы, находившиеся в ореоле спортивной славы, чьи имена лишь недавно были вписаны в таблицу мировых рекордов; это были швед Арне Борг и австралиец Эндрью Чарлтон.

Познакомим читателя коротко с этим австралийцем, сыгравшим немалую роль в истории спортивного плавания.

У себя на родине, в далекой Австралии, Чарлтон выполнил такую же благородную задачу по продвижению кроля, как Вейсмюллер в Америке, а Борг в Европе. Вместе с Боргом и почти одновременно с ним Чарлтон своими рекордами доказывал преимущества кроля в плавании вольным стилем на длинные дистанции. 13 января 1923 года он вписал свой первый результат в таблицу мировых рекордов, преодолев в Сиднее кролем 880 ярдов за 11.05,2, на 19 секунд быстрее старого рекорда Росса. Через год Чарлтон сбросил со своего мирового рекорда еще 13,4 секунды. Этот рекорд тщетно пытались отобрать у Чарлтона Борг и Вейсмюллер.

И вот теперь все три мировых рекордсмена, три сильнейших кролиста мира стояли на старте одного заплыва рядом с другими участниками финала.

Выстрел! Восемь человек прыгнули в воду. Борьба началась. И с каждым новым поворотом все больше отрывались от участников финала три пловца — Вейсмюллер, Чарлтон и Борг. Они плыли почти рядом, не отпуская из-под контроля друг друга. И хотя все они плыли кролем, но как отличались друг от друга характером движений! Вот плывет Вейсмюллер. Его движения эластичные, на первый взгляд неторопливые, значительно реже, чем у остальных пловцов. Нужную скорость он поддерживал не частотой, а качеством гребков, умелым подключением к ним ритмичных движений ногами.

У Борга движения руками чуть ли не в два раза быстрее, чем у Вейсмюллера. Создавалось впечатление, что Борг, стремясь не упустить своих противников, не догребает, не закончив одного гребка рукой, торопится начать следующий.

Техника кроля Чарлтона занимает среднее между этими пловцами место. Он работает руками не так быстро, как Борг, но чаще Вейсмюллера. А ноги его работали еще активнее и быстрее, чем у американца. К каждому повороту Чарлтон подплывал первым. Но Вейсмюллер искуснее всех делал поворот. Коснувшись поворотного щита, он глубоко уходил под воду, быстро оборачивался и всей силой своих мощных, до предела согнутых ног отталкивался, быстро проскальзывая вперед. На поверхность воды Вейсмюллер выходил чуть ли не на полкорпуса впереди Чарлтона и Борга.

К середине бассейна положение этих пловцов опять выравнивалось до нового поворота. Было ясно, что олимпийские медали достанутся Боргу, Вейсмюллеру и Чарлтону. Но кому какая? Кто получит золотую, кто серебряную, а кто бронзовую? В бассейне поднялся невероятный шум. Тысячи людей поднялись со своих мест и скандировали имена своих фаворитов.

— Джон-ни! Джон-ни! — кричали американцы.

— Аа-рне! Аа-рне! — подбадривало еще сильнее своего европейца большинство зрителей.

Это был захватывающий поединок, редкий для такой дистанции, как 400 метров, где обычно перед финишем можно заранее определить места призеров. Медали распределились лишь на самых последних метрах.

Победу одержал Джонни Вейсмюллер, установивший новый олимпийский рекорд — 5.04,2. Только 1,4 секунды проиграл ему Арне Борг. Еще через 1 секунду финишировал австралиец.

Тут же в воде, не успев отдышаться, победители жали друг другу руки. Борг был утомлен до предела. Так бывало всегда: он весь «выкладывался» в борьбе. Вейсмюллер был посвежее, но из-за одышки улыбался с трудом. И только Чарлтон уже успел совсем прийти в себя и весело поглядывал вокруг, хотя и занял лишь третье место.

— Чарлтон берег себя для более трудного заплыва на 1500 метров, — решили всезнающие журналисты.

13 июня 1924 года состоялись предварительные заплывы на эту дистанцию. Арне Борг удивил всех своей неутомимостью. Он установил новый рекорд — 21.11,4. Чарлтон опять плыл спокойнее и предусмотрительно, показав результат хуже.

— Чарлтон играет в прятки, — продолжали зубоскалить журналисты. — Своим спокойствием и расчетливостью он хочет деморализовать нашего Арне. Как бы австралиец не просчитался!

— Я способен еще на 20—30 секунд перекрыть мировой рекорд. И я это сделаю в финале, — заявил корреспондентам Арне Борг.

И Арне Борг не хвастался. Он действительно проплыл в финале блестяще, с результатом 20.41,4 — на полминуты лучше своего рекордного достижения. Но этот результат оказался не мировым, а всего лишь... европейским рекордом. И чемпионом Борг не стал.

Австралиец Эндрью Чарлтон поступил тактически правильно, что сберег себя в единоборстве на 400 метров и в предварительном заплыве на 1500 метров. Для него они были всего лишь разминкой перед решающей борьбой в финале. Он знал, что выиграть у Вейсмюллера финал на 400 метров ему будет трудно; уже два года американец никому и никогда не проигрывал. Но Арне Борга он задался целью победить... После старта Чарлтон был неузнаваем. Он рвался вперед будто заряженный неиссякаемым источником энергии. На первых сотнях метров Борг еще пытался с ним бороться, но потом стал безнадежно отставать. И Чарлтон плыл впереди вне конкуренции. Плыл с рекордной скоростью. В его победе никто не сомневался. Всех волновал другой вопрос: на сколько он перекроет мировой рекорд Арне Борга.

Когда австралиец закончил 1000 метров, судьи объявили сенсационную новость: установлен мировой рекорд — 13.19,6 — на 40,7 секунды лучше старого достижения Арне Борга!

— Это необычайно! — разводили руками специалисты. — Он плывет с фантастической скоростью.

Последнюю треть дистанции Чарлтон проплыл не снизив скорости. В итоге он финишировал с феноменальным для того времени достижением — за 20.06,6, на 62,2 секунды перекрыв установленный Боргом двумя днями раньше мировой рекорд. Чарлтон стал подлинным героем VIII Олимпийских игр.

Вейсмюллер хотя и выиграл до него две золотые медали, но не смог обновить своих мировых рекордов. А Чарлтон не просто обновил, а совершил скачок в росте скорости. Скачок не виданный ни раньше, ни позже — вплоть до наших дней.

Чарлтона мы видели на XVI Олимпийских играх в Мельбурне. Увы... это была последняя встреча с ним. В начале 1957 года он трагически погиб, попав в автомобильную катастрофу.

Мужская эстафета 4 х 200 метров прошла в упорной борьбе за золотые медали между командами США и Австралии. Обе команды перекрыли старый мировой и олимпийский рекорд, установленный американцами 4 года назад. Золотые медали вновь завоевали американские пловцы, серебряные медали — австралийцы, а бронзовые впервые достались шведским спортсменам.

Мужские заплывы на спине не принесли каких-либо неожиданностей. Как и в 1920 году олимпийским чемпионом стал американец Уоррен Келоха.

Европейцев ждало еще одно горькое разочарование. В плавании брассом, где на всех разыгранных раньше олимпиадах первенство прочно удерживали европейские пловцы, теперь победил американец Роберт Скелтон, ученик Вильямса Бахрака.

В прыжках в воду европейцы также остались без золотых медалей.

Парижская олимпиада 1924 года была неудачна для европейцев. В мужских состязаниях по плаванию и прыжкам в воду все золотые медали были увезены на другие континенты: две — в Австралию, а остальные — в Америку.

Плохо выступили представители Англии, Франции, Германии, Австрии. Особенно печальным был тот факт, что пловцы и прыгуны в воду Франции, в столице которой проводились состязания по плаванию, не заняли ни одного призового места.

Этот провал несколько скрасили французские ватерполисты, впервые в истории Олимпийских игр выигравшие золотые медали.

Женские состязания по плаванию прошли в Париже также под знаком преимущества американских спортсменок. Интересным был розыгрыш финала на 100 метров вольным стилем. Здесь стартовали две рекордсменки мира — Гертруда Эдерле и Маринен Уайслау, а также ученица Бахрака — Этель Лаки.

К началу Парижских олимпийских игр мировой рекорд в плавании на эту дистанцию держала Гертруда Эдерле — 1.12,8. Заметим, кстати, что в истории спортивного плавания, как мы увидим позже, она сыграла такую же выдающуюся роль, как Д. Вейсмюллер, А. Борг и А. Чарлтон.

В предварительных олимпийских заплывах в Париже Эдерле не смогла блеснуть лучшим результатом. Здесь отличилась ее подруга по команде Маринен Уайслау, установившая новый мировой рекорд — 1. 12,2.

— Компания у тебя отличная, — говорил Бахрак перед финалом своей любимой ученице Этель Лаки. — Я очень доволен, что Мари установила мировой рекорд. Тем почетнее будет твоя победа. Подумать только: рядом с тобой будут плыть две мировые рекордсменки. Есть ради чего приложить силы.

Этель Лаки была высокой, стройной девушкой. Тренер «лепил» у нее точно такую же технику кроля, как и у Вейсмюллера. Это были копии с той лишь разницей, что Вейсмюллер был мужчиной, а Лаки — женщиной.

Работая над техникой плавания Лаки, Вильяме Бахрак хотел доказать, что женщины могут плавать таким же кролем, как и мужчины. И ему очень хотелось такой же победы Лаки на Олимпийских играх среди женщин, какой уже добился Вейсмюллер среди мужчин.

Прозвучал выстрел. Восемь самых быстрых в мире пловчих ринулись «в бой». Уже в середине первого отрезка вперед вырвались три американки.

На повороте замешкалась Гертруда Эдерле. Зато блестяще его выполнила Лаки. Не пропали напрасно долгие часы тренировочных занятий, во время которых так тщательно изучалась каждая деталь поворота. И Этель Лаки уже несколько впереди. Это незначительное преимущество она сохраняет до финиша и становится чемпионкой VIII Олимпийских игр. Уайслау проиграла ей только 0,4 секунды, Эдерле — 1,8 секунды.

В финале на 400 метров вольным стилем борьба за олимпийские медали вновь проходила в основном между спортсменками Америки и завершилась их полной победой: выигрышем золотой, серебряной и бронзовой медалей. С новым олимпийским рекордом первое место заняла Марта Норелиус — 6.02,2.

На Олимпийских играх в Париже впервые разыгрывались женские состязания в плавании 100 метров на спине и 200 метров брассом.

И здесь Вильямса Бахрака ждала еще одна радость. Первой олимпийской чемпионкой в плавании на спине стала его ученица Сибила Бауэр. Она первой среди всех девушек мира отлично овладела техникой плавания кролем на спине и с отрывом от своих конкуренток более чем на 4 секунды стала победительницей.

Американские девушки победили и в эстафете 4 х 100 метров вольным стилем, выиграли золотые медали в прыжках в воду с вышки и трамплина.

И только в плавании брассом победу одержала англичанка Лючи Мортон. Она принесла Европе знаменательный дар: единственную золотую медаль. Единственную — из 22, разыгранных на олимпийских состязаниях 1924 года по плаванию и прыжкам в воду.

Так закончилась олимпиада в Париже. Она была примечательной не только тем, что вновь продемонстрировала почти полное преимущество американских пловцов и прыгунов в воду. Олимпийские игры 1924 года вписали в историю спортивного плавания более важную страницу: о полном торжестве кроля на всех дистанциях вольным стилем.

«В Париже была окончательно утоплена былая слава треджен-стиля. Этот способ плавания ушел с арены спорта. Ушел в историю прошлого навсегда, уступив кролю все позиции», — так писали в то время газеты...

Правда, оставались еще марафонские заплывы... Но вскоре всем стали очевидны преимущества кроля и здесь. Это блестяще доказала через два года после Парижской олимпиады Гертруда Эдерле. Летом 1926 года она преодолела вплавь Ла-Манш. Эдерле добилась тогда тройной победы. Во-первых, она была первой в мире женщиной, совершившей столь сложный проплыв. Во-вторых, она явилась первым человеком в мире, успешно применившим кроль в заплыве более чем на 30 километров, подтвердив, что этим способом можно пользоваться и при плавании на сверхдальние дистанции. И, наконец, в-третьих, Эдерле была первой женщиной, побившей всемирное достижение в плавании, установленное мужчиной. До нее лучшим достижением в проплыве через Ла-Манш обладал итальянец Тарибоцци — 16 часов 23 минуты. Эдерле переплыла Ла-Манш с невиданной скоростью — за 14 часов 30 минут.

Продемонстрированная в те годы Д. Вейсмюллером, Э. Лаки, Г. Эдерле и другими американскими пловцами техника кроля вошла в историю как самая совершенная, самая экономная и быстроходная.

В те годы Джонни Вейсмюллер писал:

«Существует мнение, что возможно и дальнейшее усовершенствование техники кроля, но я не вижу, в чем оно может заключаться. Я говорю это не потому, что данный стиль считается моим, тем более, что создал его Бахрак, а я являюсь только первым и пока наиболее удачным его исполнителем».

Какими пророческими оказались эти слова. Скоро исполнится сорок лет с тех пор, как Вейсмюллер установил свои первые мировые рекорды. В наши дни мировыми рекордами в плавании вольным стилем прочно владеют австралийцы. Находясь в конце 1956 года в Мельбурне, я спросил у одного из известных тренеров Австралии Френка Гартри, воспитавшего немало мировых рекордсменов, каковы особенности техники кроля австралийских пловцов.

Гартри немного подумал, а затем твердо сказал:

— Особенностей — не вижу. Наши пловцы в основном повторяют технику кроля Вейсмюллера. Плавают же они теперь гораздо быстрее Вейсмюллера только потому, что лучше тренируются.

 

дальше...

 

З. Фирсов «В олимпийских бассейнах» 1960 г.

Hosted by uCoz