|
ВСЕМЕРНО ПОДНИМАТЬ УРОВЕНЬ
ИДЕЙНОЙ ЗАКАЛКИ СПОРТСМЕНОВ
3. П. Фирсов, председатель
Федерации плавания СССР, Москва
Идейная закалка направлена на
углубление коммунистической убежденности советского человека, на формирование у
него марксистско-ленинского мировоззрения. Идейно закаленные советские люди
обладают глубоким советским патриотизмом, проявляющимся в активной поддержке
внутренней и внешней политики Коммунистической партии, в ясном представлении
преимуществ советского образа жизни перед буржуазным образом жизни, в
непримиримости к буржуазной идеологии и в постоянном стремлении внести как
можно больший личный вклад в строительство коммунистического общества.
Идейная закалка советских
людей осуществляется в процессе многогранной политико-воспитательной работы. На
необходимость ее совершенствования и углубления указывалось на XXIV, XXV и XXVI
съездах Коммунистической партии и в ряде специальных постановлений КПСС. В этом
направлении достигнуты немалые успехи. Так, на XXVI съезде партии в Отчетном
докладе Л. И. Брежнева было констатировано, что "Советский человек - это
добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и
интернационалист. Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим
строем. Он живет полнокровной жизнью созидателя нового мира" (Материалы XXVI
съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 63). КПСС всегда уделяла и продолжает
уделять неустанное внимание формированию нового поколения советских людей -
активных строителей коммунизма, гармонически сочетающих в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, считая это одной из
своих главных задач.
Вместе с тем на XXVI съезде
КПСС было подчеркнуто, что в нашем социалистическом обществе еще не решены все
вопросы, связанные с формированием нового человека, и что задач здесь стоит
немало. Вот почему так важно, чтобы во всех физкультурных коллективах, в ДЮСШ,
в ПЦ и плавательных бассейнах постоянно и на более высоком уровне велась
идейно-воспитательная работа. На это нацелило и известное постановление ЦК КПСС
и Совета Министров СССР, вынесенное в сентябре 1981 г., - "О дальнейшем подъеме
массовости физической культуры и спорта". Этим постановлением Спорткомитету
СССР, ЦК ВЛКСМ, министерствам и ведомствам поручено "улучшить идейно-воспитательную
работу со спортсменами, организовать во всех сборных командах и спортивных
школах постоянную целенаправленную политическую учебу, воспитывать молодежь в
духе высокого советского патриотизма и пролетарского интернационализма,
преданности делу коммунизма, готовности бороться за победу на мировой
спортивной арене, решительно искоренять нездоровые явления в спорте
(стяжательство, меценатство, переманивание спортсменов и т. п.)".
Какие же выводы, вытекающие
из приведенных выше руководящих партийных документов, должны сделать для себя
инструкторы, преподаватели и тренеры по плаванию, руководители спортивной
работы по плаванию, работники плавательных бассейнов, ДЮСШ плавания и ПЦ?
Прежде всего нужно глубоко
осмыслить, понять огромную роль высокой идейной закалки в формировании юноши
или девушки как спортсмена, как гражданина Союза Советских Социалистических
Республик и с максимальной активностью включиться в идейно-воспитательную
работу. У нас еще встречаются физкультурные работники, преподаватели и тренеры
по плаванию, недооценивающие эту роль. Еще нередко можно встретить
учебно-тренировочные сборы юных пловцов, во время которых тренеры не проводят
политическую учебу, политинформации, беседы по актуальным вопросам внутренней и
внешней жизни Советского государства, встречи с героями труда и ветеранами
войны, другие мероприятия идейно-воспитательного характера. Встречаются еще
такие тренеры, которые рассуждают примерно следующим образом:
- Я планирую и провожу
занятия по общей и специальной физической подготовке, строю тренировки на
водных дорожках, добиваюсь от своих учеников роста спортивного мастерства,
настраиваю их на победы в спортивных соревнованиях. Не достаточно ли этого?
Есть же еще школа с учителями, воспитателями, родители, пионерская и
комсомольская организации.
Ошибочность таких рассуждений
не вызывает сомнений. Особенно если учесть специфический характер такого вида
спорта, как плавание, когда занятия в бассейне проходят в 8-9-летнем возрасте и
уже в 13-14 лет подросток начинает мечтать о поездках в другие города, о
победах в спортивных состязаниях, о том, как он получит заветный значок мастера
спорта СССР, а то и медаль чемпиона по плаванию. И если его дела на спортивной
ниве идут успешно, - он с увлечением, со всем юношеским задором входит в большой
спорт, отлично сознавая, что всем этим он обязан своему тренеру. И чем больше
его спортивные успехи, тем выше в его глазах авторитет тренера, С тренером он встречается
чуть ли не каждый день, проводит под его руководством тренировки, выезжает с
ним на учебно-тренировочные сборы и соревнования. В детские и юношеские годы
беззаветной увлеченности спортом, когда психика спортсмена особенно податлива,
тренер становится для него авторитетным наставником.
И если в этом периоде
становления личности молодого спортсмена тренер забывает о воспитательной
работе, допускает промашки, замыкается в узкий круг своих обязанностей по
односторонней подготовке спортсмена к достижению новых скоростей плавания, это
рано или поздно отрицательно скажется и на поведении ученика. Иные из
спортсменов начинают зазнаваться, у них проявляется звездная болезнь,
высокомерие, эгоизм, явная переоценка своего личностного вклада в спорт,
теряется чувство ответственности, ослабляются трудолюбие, дисциплина. Другие
настолько увлекаются спортом, что забывают о своей общеобразовательной
подготовке, ослабляют, а то и "забрасывают" школьную учебу. Третьи попадают под
дурное влияние, начинают курить, употреблять алкогольные напитки, нарушать свой
режим, набирают от неправильного питания излишний вес (что особенно пагубно
отражается на спортивных результатах девушек), неразумно строят свой отдых.
Четвертые, полагая, что им все дозволено, начинают тренироваться вполсилы, без
былой самоотдачи, под всякими предлогами отвиливают от тренировок, преувеличенно
жалуются на утомление и перегрузки, на физическое недомогание. Такие нездоровые
явления затормаживают спортивный прогресс пловца, приводят к нежелательным
явлениям. Так, только на протяжении одного 1981 г. за различного рода нарушения
спортивной этики, дисциплины и режима были исключены на разные сроки из состава
членов и кандидатов в сборную команду страны ряд известных советских пловцов -
Светлана Варганова, Юрий Шаповалов, Сергей Журинский, Эдуард Петров, Андрей
Пузанов. Это результат ослабления идейно-воспитательной работы с сильнейшими
пловцами.
Заслуженный тренер СССР Леонид Дмитриевич Капшученко
В наших ДЮСШ и ПЦ немало
тренеров, которые являются не только умелыми мастерами своего профессионального
дела, но и хорошими воспитателями. Так, например, И. М. Кошкин, Г. В. Яроцкий,
Л. Д. Капшученко, А. П. Штарас повседневно прививают юным спортсменам
трудолюбие, дисциплинированность, воспитывают активную жизненную позицию,
чувство ответственности за выполнение своих обязанностей. А эти обязанности у
спортсменов широки и многогранны, особенно после того, как юноша или девушка
попадают в большой спорт, становятся кандидатами или мастерами спорта СССР,
чемпионами по плаванию, приобретают определенную популярность и, оказавшись на
виду у окружающей молодежи, становятся для нее примером для подражания.
Перечислим главнейшие из этих обязанностей молодого спортсмена.
Во-первых, не снижать уровня
своей общеобразовательной учебы в школе, умело сочетать спорт с занятиями в
техникуме или вузе, не забывать и о необходимости повышать свой культурный
уровень, расширять общий кругозор.
Во-вторых, активно
участвовать в политической учебе, изучать классиков марксизма-ленинизма,
материалы съездов Коммунистической партии, Пленумов ЦК КПСС, знать особенности
внутренней и внешней политики Советского государства, быть в курсе событий
международной жизни, ясно представлять себе светлые перспективы строительства в
нашей стране коммунистического общества. Это поднимет у спортсмена идейную
убежденность, активность в общественной и спортивной жизни,
дисциплинированность и настойчивость, поможет соблюдать определенные
нравственно-этические нормы поведения в социалистическом обществе и особенно во
время пребывания за рубежом.
В-третьих, неустанно
стремиться к повышению своих спортивных результатов, к спортивным победам, как
можно лучше выполняя все указания тренера, отдавая тренировкам и соревнованиям
максимум своих сил, не допуская нарушений в спортивном режиме и поведении. К
этому еще следует добавить и обязанности по отношению к своим родителям и
товарищам.
Нарушение хотя бы одной из
этих обязанностей спортсмена неминуемо приведет вначале к поражению в спорте, а
затем может отразиться и на всей последующей жизни человека.
Особенно ответственна и
велика роль тренера в воспитании у спортсмена трудолюбия, отношения к тому
тяжелому и напряженному труду, который характерен для спортивной тренировки
пловцов и который складывается у зрелых спортсменов из разнообразной общей и
специальной физической подготовки на суше и в воде, из упражнений на гибкость и
выносливость, из плавательной тренировки, достигающей 20-25-километровых
объемов плавания в день. На все это порой приходится затрачивать по 5-6 часов.
Умелый тренер подводит своих учеников к таким нагрузкам постепенно, на
протяжении нескольких лет предварительных занятий плаванием, играми,
гимнастикой, бегом и другими физическими упражнениями.
Уже в этом периоде
становления пловца тренер должен прививать своим юным ученикам трудолюбие,
разъяснять значение и место труда в нашем обществе, где высокие показатели
труда являются делом чести, доблести и геройства. Результаты труда служат у нас
главным мерилом человеческого достоинства, его авторитета и положения в
социалистическом обществе. Не случайно высшей государственной наградой
советского человека за образцовый труд является Золотая Звезда Героя
Социалистического Труда. По результатам труда оцениваются и достижения
спортсмена. В итоге колоссального труда советские спортсмены добились
выдающихся побед на XXII Олимпийских играх, завоевав там 80 золотых наград.
Восемь советских пловцов стали олимпийскими чемпионами. Советское государство
высоко оценило эти достижения, наградив всех олимпийских чемпионов, серебряных
и бронзовых медалистов, их тренеров и руководителей орденами и медалями.
Очень важно добиваться в
воспитательной работе того, чтобы молодые спортсмены понимали отличия труда в
социалистическом обществе от труда в буржуазном обществе, где труд носит
эксплуататорский характер, растет безработица, а те, кто имеет работу, -
трудятся, чтобы существовать, при доминирующем стимуле личного потребительства,
порождающего индивидуализм, конкуренцию. И труд спортсмена преследует в
капиталистических странах личные интересы. Скажем, через олимпийские победы
спортсмены попадают на подмостки мюзик-холлов или в киностудии, открывают под
громким именем олимпийца частные кафе или спортивные лавки, подвизаются в
рекламных бюро телевизионных компаний. Например, семикратный чемпион Мюнхенской олимпиады Марк Спитц из США рекламировал подтяжки, а затем стал владельцем фирмы, производящей спортивные плавки, а двукратный победитель Монреальских олимпийских игр Бриан Гуделл (также американец) в минувшем году начал рекламировать по телевидению плавательные очки.
В социалистическом обществе,
где нет эксплуатации, безработицы, каждый трудится на благо всего
социалистического общества и получает личные блага в зависимости от характера и
качества своего труда. Советские спортсмены вкладывают свой труд в
тренировочный процесс прежде всего во имя общественных интересов, способствуя
своими спортивными достижениями и победами популяризации и росту массовости
спорта, вовлечению все новых слоев молодежи в спортивные занятия, помогая тем
самым укреплению здоровья народа. А своими успехами на международной спортивной
арене они всему миру показывают преимущества советского образа жизни,
советского спорта, тем самым поднимая авторитет, государственный престиж
Советского Союза.
Прививая своим ученикам
высокое трудолюбие, опытный тренер обязательно организует посещения заводов,
шахт, колхозов и совхозов, знакомит спортсменов с передовиками производства,
ударниками коммунистического труда. В свою очередь, рабочие, колхозники,
ветераны труда приглашаются на тренировки и соревнования по плаванию, во время
которых они встречаются с пловцами, проводят с ними теплые беседы, помогая
своими рассказами о трудовой жизни прививать любовь и уважение к труду,
стремление отдавать спорту все свои силы. Например, частым гостем ленинградских
пловцов является прославленный рабочий-путиловец, Герой Социалистического Труда
К. В. Говоруха.
Герой Социалистическим Труда К. В. Говоруха поздравляет олимпийского чемпиона
Сергея Коплякова с очередной победой
Спортивная жизнь нашей страны
полна примерами, когда спортсмены во имя интересов коллектива, своей команды
проявляют подлинное мужество, патриотизм. На VII юношеском чемпионате Европы во
Флоренции спортсмен из нашей команды Томас Лагунавичюс из Каунаса получил на
тренировке травму бедра. Врач команды не рекомендовал ему стартовать в
соревнованиях. Но ему не было достойной замены. Тогда Томас упросил старшего
тренера юношеской команды В. Н. Качкуркина разрешить ему выступить в чемпионате
в стометровом заплыве на спине. После старта он мужественно боролся за победу,
первым сделал поворот после 50 м, но, забыв про травму, выполнил его резко и
почувствовал, как ногу свела болезненная судорога. Однако Томас, превозмогая
боль, продолжил борьбу и коснулся финишной стенки.
Уместно здесь привести и
несколько примеров, когда советский коллектив помогает спортсмену повысить
дисциплинированность и чувство ответственности, мобилизовать все силы и энергию
для достижения спортивного успеха. В период подготовки к чемпионату мира в
Западном Берлине (1978 г.) дебютант сборной советской команды по плаванию Ивар Стуколкин
не смог "вписаться" в тренировочный режим сильнейших пловцов, готовившихся к
участию в эстафете 4 х 200 м вольным стилем. Тренировался он с прохладцей,
избегал больших нагрузок, надеясь, что за счет своей одаренности все же покажет
в предварительном заплыве нужный результат и попадет в основной состав
эстафетной команды. Но его надежды не оправдались: он проплыл слабо и к
финальному заплыву не был допущен. В тот же вечер "с горя" напился, за что был
исключен из состава сборной команды СССР. Ивар тяжело переживал свой проступок,
хотел бросить спорт. Но на помощь своевременно пришел комсомольский коллектив
спортсменов ПЦ "Нева", членом которого был тогда И. Стуколкин. Коллектив осудил
его, но порекомендовал делом - высоким трудолюбием и твердой дисциплиной
искупить свою вину. На помощь пришел и заслуженный тренер СССР Г. В; Яроцкий,
вызвавшийся подготовить его к Московской олимпиаде. Ивар дал коллективу и
тренеру комсомольское слово, что будет трудиться не покладая рук, не допустит
ни одного дисциплинарного нарушения. И слово свое сдержал. Больше года он
тренировался вне состава сборной олимпийской команды, строго соблюдая все
требования и указания тренера. На отборочных соревнованиях к олимпийским играм
показал свои личные рекорды. После этого по ходатайству коллектива и тренера
был восстановлен в сборной команде страны. Товарищи избрали его комсоргом ПЦ
"Нева". На Московской олимпиаде он стал олимпийским чемпионом в эстафете 4 х 200
м в/ст, в индивидуальном заплыве на 400 м в/ст показал третий результат страны
за всю историю советского спорта и был награжден бронзовой олимпийской медалью.
Летом 1981 г. в тот же
коллектив ПЦ "Нева" был включен 15-летний пловец из Красноярска Игорь Тучин,
добившийся до того на VIII юношеском чемпионате Европы высоких результатов в
плавании вольным стилем: в плавании на 400 м завоевал золотую медаль, а за
вторые места на дистанциях 200 и 1500 м получил серебряные награды. Этот успех
вскружил голову молодому спортсмену. Он начал нарушать дисциплину, тренировался
плохо (его тренером в Красноярске был М. В. Михолап). Однако как одаренного
спортсмена его приняли в ленинградский ПЦ "Нева". Но тут он продолжал нарушать
дисциплину, увиливал от тренировок, самовольно облегчал нагрузки, выполнял
упражнения вполсилы.
Рекордсмен мира,
победитель Московской олимпиады, чемпион XIV и XV чемпионатов Европы, комсорг
сборной команды СССР по плаванию, заслуженный мастер спорта СССР Владимир
Сальников
К сожалению, еще встречаются
такие спортсмены, которым благодаря большим врожденным способностям удается
блеснуть в. юные годы отличными достижениями в плавании. Но приходит время,
когда одной одаренности для прогресса мало, а требуется еще напряженный труд и
строжайшая дисциплина. И тут пловец оказывается неспособным к этому, потому что
эти качества не были у него своевременно воспитаны. Естественно, что такой
любитель легкой жизни в спорте вскоре перестает прогрессировать и бросает
спорт, так и не раскрыв полностью своих возможностей. Советское спортивное
плавание несет на этом огромные потери. Вот к каким плачевным результатам ведет
плохо поставленная воспитательная работа. Случается, спортсмен все же
добивается мастерских результатов и на этом считает свой путь в спорте исчерпанным,
тем более что значок мастера спорта дает ему определенные преимущества. Он тут
же забывает об интересах коллектива и, получив личные выгоды от спорта, бросает
его. Но вернемся к случаю с И. Тучиным. На все требования и замечания его
нового тренера Г. В. Яроцкого по поводу тренировочных нагрузок и воспитательных
мероприятий Игорь обычно с улыбкой отвечал: "А зачем мне это, я и без того
добьюсь спортивного прогресса".
- Придется отчислять, - с горечью поделился со мной Генрих Владимирович.
Узнав, что И. Тучин комсомолец, я посоветовал тренеру:
- Не спешите отчислять.
Привлеките силы комсомольской организации. Порекомендуйте коммунисту,
олимпийскому чемпиону Андрею Крылову в порядке партийного поручения
взять шефство над зазнавшимся юношей.
На комсомольском собрании
Игорь Тучин дал обещание строго выполнять все требования тренера и больше не
нарушать спортивную дисциплину. А. Крылов взял его поведение под свой контроль,
провел с ним немало дружеских бесед. И. Тучин стал неузнаваем, тренируется в
полную силу, во всем слушается тренера.
Руководствуясь глубоким
чувством патриотизма и коллективизма, советские тренеры стремятся внести как
можно больший вклад в развитие отечественного спортивного плавания. Это
особенно ярко доказывает пример эффективной работы заслуженного тренера СССР,
четырехкратного победителя Всесоюзного конкурса тренеров по плаванию И. М.
Кошкина, которого по праву можно назвать самым продуктивным в нашей стране
тренером по плаванию. Только за последние 7-8 лет он подготовил десять мастеров
спорта СССР международного класса - А. Грибанова, А. Смирнова, М. Горелика, С.
Русина, В. Сальникова, Е. Середина, А. Чаева, В. Шеметова, В. Кузнецова и Л.
Горчакову. Из них первую пятерку он готовил с детских лет, а вторая пришла к
нему уже сложившимися мастерами спорта.
Самый неутомимый среди
советских пловцов участник XV чемпионата Европы Владимир Шеметов
Но под его педагогическим влиянием
каждый становился образцом высокого трудолюбия и дисциплины, глубокой
преданности и любви к спортивному плаванию, способности самозабвенно, с полной
отдачей сил выполнять все задания тренера. Его первые ученики, с которыми он
начал заниматься "с приготовительного класса", отличаются удивительным
спортивным долголетием. Например, Михаил Горелик в 15-летнем возрасте
дебютировал летом 1973 г. на таких ответственных международных соревнованиях,
как первый чемпионат мира по плаванию. С тех пор он прогрессировал из года в
год, неоднократно завоевывал золотые медали чемпиона страны в плавании
баттерфляем, был чемпионом Всемирной универсиады 1979 г., успешно выступал на
Московской олимпиаде, пробыв в сборной команде СССР более 8 лет. Владимир
Сальников свой дебют в международном спорте ознаменовал установлением на Монреальской
олимпиаде двух рекордов Европы в плавании вольным стилем на 800 и 1500 м. И с
того памятного 1976 г. регулярно, каждую зиму или летом, обновляет свои рекорды
и множит победы на крупнейших международных соревнованиях: в 1977 г. становится
чемпионом Европы и вновь устанавливает два европейских рекорда; в 1978 г.
выигрывает две золотые медали чемпиона мира и опять с новыми рекордами Европы,
но теперь уже не только на 800 и 1500 м, а еще и на 400 м в/ст; весной 1979 г.
устанавливает свой первый мировый рекорд, преодолев 800 м в/ст с невиданной
скоростью - за 7.56,49, став первым в мире пловцом, преодолевшим эту дистанцию
быстрее 8 минут, затем отбирает у американца Б. Гуделла мировой рекорд в плавании
на 400 м в/ст, показав 3.51,41; в 1980 г. становится трехкратным победителем
Московской олимпиады и отбирает у Б. Гуделла еще один мировой рекорд - в
плавании на 1500 м в/ст, впервые в мире преодолев эту дистанцию быстрее 15
минут - за 14.58,27; в 1981 г. становится двукратным чемпионом Европы и в
25-метровом бассейне показывает мировые достижения на дистанции 400 м - 3.45,10
и 1500 м - 14.44,09; в начале 1982 г. обновил три мировых рекорда - на 400 м -
3.49,57; 800 м -7.52,83 и 1500 м - 14.56,35.
Где же скрыты истоки такого
редкого труда и неустанного спортивного прогресса? Задумавшись над этим
вопросом, я вспомнил слова Л. И. Брежнева, прозвучавшие с трибуны XXVI съезда
КПСС, - "В современных условиях многократно возрастает значение дисциплины, значение
личной ответственности". Именно дисциплина и личная ответственность перед
коллективом, перед Родиной в сочетании с трудолюбием, умело привитые И. М.
Кошкиным Владимиру Сальникову, Михаилу Горелику и другим его ученикам,
позволили им максимально мобилизовывать силы на тренировках, на Всесоюзных и
международных соревнованиях, постоянно укреплять и совершенствовать эти силы.
"По себе знаю, - говорит
трехкратный победитель Московской олимпиады Владимир Сальников, - насколько
высока ответственность представителей нашей Родины на международных
соревнованиях, насколько долог и труден путь к большим победам и насколько
счастлив и незабываем тот миг, когда, стоя на верхней ступеньке пьедестала,
слышишь гимн своей страны и видишь, как алый стяг, овеянный славой великих
побед великого народа, скользит вверх по флагштоку и замирает выше всех".
Все знают, что у И. М.
Кошкина тренироваться нелегко, тепличности он не терпит, лодырей прогоняет и
все требует, требует, требует... Поэтому так огромен авторитет этого тренера в
глазах его трудолюбивых учеников. Они во всем верят своему тренеру, дорожат
работой с ним и с максимальной отдачей стремятся выполнять все его указания.
Игорь Михайлович не ограничивает свое общение с учениками работой на водных
дорожках или в гимнастических залах. Он общается с родителями учеников,
встречается с их школьными учителями, находит время для задушевных бесед с
пловцами и увлекательных рассказов об истории отечественного, мирового
плавания, о боевых подвигах советских спортсменов в годы Великой Отечественной
войны, умело увязывает эти рассказы с практикой современной спортивной жизни
страны, приучает к регулярной читке газет, вместе обсуждает важнейшие
экономические и политические события нашей страны и за рубежом, является
главным советчиком в выборе книг для чтения, в посещении той или иной
театральной постановки или в просмотре кинофильма. Эти широкоплановые и
повседневные заботы тренера, сплюсованные с тончайшим знанием законов
спортивной тренировки по плаванию и делают его учеников идейно убежденными,
трудолюбивыми и дисциплинированными на тренировках, способными к полной
самоотдаче на соревнованиях. В этом и заключены истоки их спортивного
долголетия и неустанного прогресса.
Такими же идейно убежденными
спортсменами-тружениками являются ученики других тренеров: Ольга Клевакина,
Андрей Крылов, Александр Сидоренко, Сергей Копляков и многие другие советские
пловцы.
Чемпион и рекордсмен Европы в комплексном плавании, заслуженный мастер
спорта СССР Александр Сидоренко
Необходимость того, чтобы
каждый тренер ДЮСШ или ПЦ активно проводил идейно-воспитательную работу,
диктуется еще следующим, весьма важным и ответственным обстоятельством. Речь
идет о будущем спортсмена. Ведь жизнь в горниле большого спорта коротка и даже
у самых долговечных пловцов длится всего 6-8 лет. А затем спортсмен всецело
переключается на повседневную трудовую деятельность по своей профессиональной деятельности.
И тут начинают действовать привычки, качества, достоинства и недостатки,
приобретенные в годы спортивной жизни. С максимальной ли отдачей, ревностно и
активно тренировался спортсмен в бассейне или делал это с прохладцей, без
увлеченности, формально; с чувством ответственности ли боролся за высокие
спортивные результаты или был равнодушен к ним; соблюдал ли дисциплину или
нарушал ее; проявлял ли трудолюбие или лодырничал; придерживался ли спортивного
режима или покуривал, выпивал. Все это обязательно скажется и проявится в
трудовой жизни. Тренер несет за это особенно большую ответственность.
Ответственность не только за спортивные достижения своих учеников, а за их
человеческие судьбы на всю жизнь, за их место в социалистическом обществе, за
их гражданственность.
В нашей стране было раньше и
есть теперь немало примеров, когда люди, преуспевавшие в спорте, отличались в
ратных подвигах или в своей дальнейшей трудовой жизни. Чемпионы и рекордсмены
СССР по плаванию двадцатых и тридцатых годов Михаил Федяев, Петр Голубев,
Леонид Мамат, Владимир Сивков, Виктор Феоктистов, Александр Васильев, Василий
Казаков, Сергей Машковцев и ряд других чемпионов и рекордсменов СССР по
плаванию тех годов героически сражались с фашистскими захватчиками и отдали
жизнь за свою советскую Отчизну.
Неоднократная чемпионка и
рекордсменка Советского Союза по плаванию 1977-1981 гг., бронзовая призерка XIV
и XV чемпионатов Европы Ольга Клевакина
Известная чемпионка и
рекордсменка страны по плаванию, заслуженный мастер спорта СССР Клавдия Алешина
добилась больших успехов в тренерской работе, получила звание заслуженного
тренера СССР. Чемпион страны в марафонском плавании Борис Девяткин стал видным
военачальником, генерал-лейтенантом, кавалером многих орденов и медалей.
Призеры ряда чемпионатов страны по плаванию Сергей Намоконов и Ростислав Белодед
выдвинулись на ответственные посты в советском дипломатическом корпусе. Рекордсмен
СССР по плаванию 1928-1934 гг. Петр Коузов стал профессором, а Павел Штеллер -
видным архитектором, лауреатом Ленинской премии, финалист Мельбурнской
олимпиады Игорь Заседа - журналистом, неоднократный чемпион и рекордсмен
Эстонии по плаванию Георг Отс - народным артистом СССР, чемпион и рекордсмен по
плаванию Литовской ССР Стасис Красаускас - народным художником республики,
лауреатом Государственной премии СССР, пловец и судья Всесоюзной категории по
плаванию Виктор Савиных стал летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского
Союза. С великой благодарностью мы вспоминаем теперь спортивных наставников
этих пловцов - Георгия Петровича Чернова, Александра Михайловича Шумина,
Алексея Сергеевича Чикина, Алексея Митрофановича Семкина, Василия Петровича Поджукевича,
Антонину Васильевну Второву и многих других.
В данной статье мы не
перечисляем все пути и формы идейно-воспитательной работы. Они изложены в
вынесенном осенью 1981 г. постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем совершенствовании
партийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС", а также систематически
разбираются в ежемесячном журнале "Политическое самообразование" и в других
партийно-политических изданиях.
Начиная с 1979 г. на страницах нашего сборника "Плавание" регулярно освещается опыт
идейно-воспитательной работы со спортсменами. Напомним также, что каждый
тренер, руководители плавательных бассейнов, ДЮСШ и ПЦ могут воспользоваться
помощью ближайшего "Кабинета партийно-политического просвещения" (они имеются в
райкомах Коммунистической партии и комсомола). Там всегда можно получить нужную
консультацию по содержанию и тематике политической учебы, ознакомиться с
необходимыми методическими материалами.
Так или иначе, но необходимо
всемерно расширить и улучшить идейно-воспитательную работу с пловцами. Важно,
чтобы эту задачу успешно решали в каждом бассейне, в каждой ДЮСШ и каждом ПЦ.
Коммунисты и комсомольцы должны выполнять авангардную роль в повседневно
проводимой идейно-воспитательной работе.
Журнал "Плавание" выпуск второй 1982 г.
|